Что нам стоит ИП «построить»?
Как уже знают завсегдатаи блога, в январе я стал индивидуальным предпринимателем. Думаю, вам будет любопытно знать (или сравнить со своим опытом), какие временные и финансовые потери принесла эта затея.
Иначе говоря, какую сумму нужно сначала просто «отбить», а потом уже работать в плюс.
Открытие ИП — довольно простая процедура, государство действительно упростило тут всё — лучше некуда. Сложнее было решиться и собраться с мыслями, а также подготовить документы.
Долго запрягаем — быстро ездим
В подготовке мне помогал бесплатный сервис «Мое дело» (moedelo.org), там есть онлайн-помощник, мануал в подготовке бухгалтерии для малого и среднего бизнеса:
Сервис «МД» бесплатен лишь до момента полного завершения регистрации ИП.
К слову, в списке действий выше лишним является открытие счета в банке, т.к. открытие счета возможно лишь после получения комплекта документов из налоговой, да и возможно, что кому-то открытие счета вообще не понадобится (не является обязательной процедурой).
«МД», думаю, просто направляет нас на некие избранные банки по своим реферальным ссылкам для извлечения какой-то прибыли.
Мой пакет документов был простой:
- Копия паспорта, все-все страницы
- Заявление на регистрацию ИП (4 стр.) с указанием своих перс.данных и кодов деятельности, по которым я планирую работать.
- Квитанция об уплате госпошлины — 800 руб, я оплатил через сбербанк-онлайн.
Кроме того, я решил воспользоваться патентной системой налогообложения (далее ПСН). Информация про ПСН очень важная, поэтому ниже детали отдельным пунктом
Заявление на получение патента (3 страницы, хотя могут быть и 5 стр., при наличии движ. и недвиж.имущества для осущ.предприн.деят-ти).
С получением патента вышла накладка: из межрайонной налоговой (куда все подают документы, оформляясь как ИП) заявление на получение патента добиралось в местную налоговую больше недели. Лучше бы я лично съездил и отдал его.
Ну а так я съездил в налоговую дважды, все операции заняли мало времени, больше ждал получения всех документов.
Внимание, мной была допущена серьезная ошибка, о которой я узнал в комментариях от teplokom23.
Из-за временного интервала между офиц. регистрацией ИП 19 января и началом действия патента с 01.02.2016 г. данный временной интервал попадает на ОСНО, общую систему налогообложения. А это значит, что в этот период действует совсем другой порядок с налогами и отчетностью и, как говорится, совсем другая история… И возможные последствия игнорирования ситуации:
- Непредставление декларации: штраф. И никого не интересует работали Вы или нет.
- Данные о непредставлении декларации уходят в ПФР, а там «В случае непредставления в ИФНС декларации по итогам … сумма фиксированных платежей на обязательное пенсионное страхование исчисляется в максимальном размере», т.е умножается на 8.
Нужно было и я должен постараться теперь в теч. 30 дней с момента регистрации перейти на УСН (упрощенная система налогообложения), предоставив соответствующее заявление, но потом всё равно понадобится сдать нулевую декларацию.
Вывод: при регистрации ИП в подобном случае нужно подавать три заявления: о рег. ИП, о выборе УСН и о переходе на ПСН. Другой вариант, подчерпнутый из НК РФ: не указывать дату начала действия патента, т.о. ИП сразу будет с патентом оформлен.
Что такое патент, и «с чем его едят»?
ПСН — это специальный налоговый режим в отношении некоторых видов деятельности, созданный для удобства и облегчения жизни ИП, как бы это странно не звучало.
Купил патент на 1-12 мес и занимайся делом: никаких деклараций и налогов, предусмотрены только страховые взносы (о них ниже).
Из отчетности нужно вести книгу доходов, которая, впрочем, не предоставляется в налоговую.
Рассчитать стоимость патента можно на сайте налоговой службы, вот для примера я посмотрел один из видов деятельности:
«Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом — услуги такси», одно транспортное средство и на весь год: нужно оплатить 22742 руб.
Первый платеж на ~7600 за первые 90 дней, остаток до конца срока действия патента. И всё, зарабатывай хоть сколько (не думаю, что будет превышена планка 64 млн руб для ПСН).
В то же время, деятельность по устному/письменному переводу уже стоит больше, а такая деятельность как «оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации» или, проще говоря, программирование будет стоить в нашем регионе аж 95688 руб. в год.
Т.е., цена патента отличается в зависимости от сферы услуг и также зависит от того, как тот или иной субъект РФ определил потенциальный доход деятельности. Таким образом, по этой логике программисты у нас должны получать в 4 раза больше таксистов.
Я выбрал больше всего подходящую мне деятельность:
«услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству». Иначе говоря, финансовые консультации.
На 12 мес. стоимость патента — 24321 руб. Ранее я здесь допустил ошибку, исправил только осенью 2016 г., вот верный подсчет, без каких-либо наемных работников и на 11 месяцев, 8918 руб за год работы:
Но мне повезло: в полученном патенте было указано, что плата с меня не возьмется.
Оказывается, с прошлого года есть льгота, послабление для малого бизнеса: для впервые зарегистрированных предпринимателей и осуществляющих деятельность в сферах производства, социальной и научной сферы действует нулевая ставка.
Такое право даёт Федеральный закон “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации”, который вступил в силу с 1 января 2015 года. Нулевая ставка налогов может быть установлена только для индивидуальных предпринимателей, зарегистрировавших бизнес после 1 января 2015 года и применяющих упрощённую или патентную налоговую систему. Режим двухлетних налоговых каникул будет действовать до 2020 года.
Иначе говоря два года без налогов! Только отчисления в фонды!
Обязательные взносы
У меня ИП без сотрудников на патентной системе налогообложения. Каждый индивидуальный предприниматель независимо от того, есть у него наемные работники или нет, должен платить за себя фиксированные страховые взносы в два внебюджетных фонда — Пенсионный фонд РФ (ПФР) и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС).
Общая сумма фиксированных взносов в фонды уплачивается раз в год не позднее 31 декабря.
Взносы зависят от МРОТ (мин.размер оплаты труда, в 2015 был 5965 руб, в 2016 г. — 6204 руб.)
В моем случае деятельность в этом году будет чуть менее 12 мес, а значит чуть меньше указанных ниже цифр:
- сумма в ПФР = 6204*26%*12=19356.48 руб, где 26% это тариф для ПФР с 2011 г.
- сумма в ФФОМС = 6204*5,1%*11= 3796.85 руб, где 5,1% это тариф с 2012 г.
Индивидуальный предприниматель в 2016 году в любом случае должен уплатить государству 23 153,33 руб. Я же был официально был зарегистрирован 19 января, а значит моя сумма к оплате чуть меньше, на ~1 тыс. руб. (22 тыс. руб)
Но если я получу доход, превышающий сумму 300 тыс. руб, то нужно с превышения дополнительно отсчитать 1% и также перечислить в ПФР. Скажем, если я получил за год доход 500 тыс. руб, то значит, что мне нужно уплатить 1% с 200 тыс. = 2 тыс. руб.
Сопутствующие траты
Налоги/плата за патент и взносы в фонды это еще не все возможные затраты, которые могут возникнуть.
- Открытие и ведение расчетного счета, затраты на платежки и вывод средств — за всё это банки могут и будут брать деньги, от якобы нуля до пары тысяч рублей в месяц, всё зависит от выбора банка и активности по движению средств. Иначе говоря, ведение счета может обойтись и в 5, и в 25 тыс. руб в год. Какой я выбрал банк и во сколько мне это обошлось уже вскоре расскажу.
- Онлайн-бухгалтерия, типа «Мое дело», «Эльба-контур» и т.д. Ведение бухгалтерии может быть сложным делом и в таком случае экономней будет скинуть его на аутсорс вместо постоянного бухгалтера или можно заняться учетом самостоятельно через упомянутые онлайн-сервисы. Нужно ли мне это или справлюсь сам — попытаюсь вскоре оценить и рассказать, однако стоимость годового пользования сервисом вполне может доходить до 8-10 тыс. руб.
- Эквайринг. Прием оплаты с карт стоит в среднем 2-3%. У меня на сайте настроен интернет-эквайринг через unitpay.ru с комиссией 2,9%. Если у меня в сервисе пройдет сумма 300 тыс. руб, то я не досчитаюсь 8700 руб — это плата за круглосуточный прием средств и вывод на мой расчетный счет.
Ранее я работал с Робокассой, которая не стеснялась брать с пользователей аж 7% комиссии, сам же получал средства без комиссии на киви или wmr-кошелек. Начальная комиссионная ставка Робокассы для юрлиц и ИП — 5%. В unitpay.ru и комиссия ниже (хотя за тот же прием киви комиссия тоже 5%) и настроен хороший mcc-код оплаты с карт 5734.
Выводы
В общем, ИП — неисчерпаемый источников расходов на то и это, а ведь цель создания любого бизнеса — получение коммерческой прибыли.
Значит нужно стараться и впахивать намного больше, чем мы можем себе позволить сидя под крылышком своего начальника, хотя бы для того, чтобы сначала отбить предполагаемые затраты.
Спасибо государству, в моем случае за текущий год обязательные траты в силу бесплатности патента составят лишь ~22 тыс. руб (вместо 31 тыс.).
Если я буду много работать и зарабатывать и не экономить на качестве сторонних сервисов и банков, дополнительные траты могут достигнуть 20-30 тыс. руб.
Что получится на самом деле — покажет финстрип в начале следующего года :)
На госуслугах появился раздел «Для предпринимателей»
А с какой целью ИП открыл?
Наткнулся на такое мнение здесь
Это что же получается : чтобы оказать консультацию по интернету надо для каждого муниципального образования патент покупать ? Просто размышления…
Патент приобретается по месту нахождения вашего бизнеса, а не в том регионе куда вы отправляете услугу (товар).