Новый дизайн Альфа-банка
Год назад, когда у России начались проблемы с вводом санкций от западного мира, когда Крым стал нашим и на Украине стала разгораться гражданская война (всё, больше о политике ни слова) в Альфа-банке кому-то стало скучно и он решил поменять дизайн сайта.
Вбухали кучу денег, дележкой бюджета для создания абсолютно нового сайта занялась знаменитая известная студия Лебедева.
Ранее, напомню, внешний вид и функционал менялся у интернет-банка «Альфа-клик», но людям, слава богу, оставили возможность сидеть на версии 1.0, потому что версия 2.0 была весьма непривычной.
Доходило до подобных истерик:
Из-за ваших, совершенно глупых изменений Альфа-клика вы потеряли меня как клиента НАВСЕГДА! Это жуть, я два месяца не могу приноровиться, ЗАЧЕМ?! Что за неприкладной дизайн, зачем мне в центре окна последние операции — вы правда считаете, что информация ГЛАВНАЯ?! Как такое можно запустить?!
Сейчас же клиентам банка не оставили вариантов: все без исключения получили единый сайт.
Давайте посмотрим, почему новый дизайн получился такой скандальный и почему люди плюются и ругаются на него, аки на новый ИБ от Тинькова.
Сайт Альфа-банка: https://alfabank.ru
Экран для физ.лиц (кликабельно):
И для юр.лиц, второй экран прокруткой скролла:
Антон Фролов, эксперт:
[…] Видно много экспериментов и смелых решений. Однако создается впечатление, что в погоне за модой потерялось удобство. […] довольно востребованные вещи находятся не сразу […] В визуальной части переиграли с тонкими шрифтами, из-за их малой контрастности есть проблемы с читаемостью.
Алексей Бородкин, ведущий аналитик Usabilitylab
Новый дизайн явно ориентирован на женскую аудиторию — со всеми цветочками, минимумом контента и полноэкранными иллюстрациями. В целом в этом нет ничего плохого — маркетологам «Альфа-банка» виднее, как строить визуальную коммуникацию со своими клиентами. Однако в погоне за «девочковостью» сайт стал совершенно неудобным для использования.
Навигация по новому сайту стала дико запутанной, неочевидной и странной в управлении (привет, немотивированные скроллы), в результате чего работа с ним стала напоминать какие-то американские горки, когда ты не знаешь, где окажешься в следующую минуту. Полноэкранное видео на заднем плане только усиливает общее ощущение фантасмагории.
С контентом работать просто неудобно. Одно из двух: он или теряется на фоне видеокрасот, или свален в одну большую кучу в виде однообразных списков со странными фильтрами сверху. Здесь даже комментировать нечего — такое ощущение, что разработчики даже не пытались простроить маршрут пользователя и понять его потребности, а действовали по принципу «ой, давайте сюда выезжающий велосипед вставим, это же так мило». Нет. Когда главная страница бросает в тебя букет цветов и оставляет наедине с пустой страницей — это не мило.
Особо стоит пожалеть пользователей с мобильными устройствами (а их у «Альфа-банка», надо думать, немало) — сайт практически неработоспособен при заходе с телефонов и планшетов: интерфейсные элементы очень мелкие, большая часть красот не отображается или отображается некорректно.
Словом, вместо рабочего инструмента разработчики сделали открытку к 8 марта — сайт не создает представления о банке, не передает его ценности и не мотивирует пользователя воспользоваться его услугами.
Как это было
В чем же причина новых изменений? Понимаю, сайт 2006 года мог устареть морально, но он всё равно был удобен и информация нормально искалась несмотря на самокритику в духе:
«У текущей версии запутанная навигация, дизайн морально устарел и не адаптирован к мобильным устройствам».
Альфа-банк поставил задачу соответствовать позиционированию «банк для всех» и предлагать клиентам разные интерфейсные решения.
В итоге у новой версии тоже получилась запутанная навигация и нет адаптации к моб.устройствам. Скрин с оперы-мини на смартфоне:
И при увеличении:
К слову, люди из Альфа-банка не просто пошли к Лебедеву и попросили сделать сайт. Был проведен некий тендер, в ходе которого были отвергнуты, например, такие неплохие варианты:
Это — варианты от агентства Nimax.
Вместо этого имеем какие-то маки «во весь рост» и ссылки разбросанные в разные стороны как после броска гранаты. Мне нравится сайт МДМ Банка от студии Лебедева, но на сайте Альфы я теряюсь и часто сижу в недоумении.
Где найти подписку на новости банка и новости тарифов в паре кликов? Где найти новое предложение по кэшбековой карте для пары городов, в т.ч. моего (правильный ответ — нигде, кроме новостей марта). Почему сравнение тарифов по пакетам только в pdf? Почему внизу справа мелким шрифтом дана ссылка на «информацию о процентных ставках по договорам банковского вклада», при этом ссылка на студию чуть левее гораздо заметнее: шрифт жирнее и больше.
И вообще, за новым дизайном не скрыть дорогое обслуживание, которое с марта еще больше выросло.
Испытание боем
Представив себя обывателем задался целью узнать тариф на перевод денег в другой банк через офис или ИБ: на банковский счет или по какой-нибудь системе быстрых денежных переводов. Обычно ищут какие-то тарифы или меню платежей/переводов.
Ок, предположим, я знаю, что клиенту нужно иметь некий пакет услуг в банке и подключенный ИБ, тогда я кликаю на «стартовый уровень обслуживания» (цифра 1 на скриншоте) в меню «Банк на каждый день».
Три прокрутки экрана на нужной странице и я нахожу тарифы.
Неподготовленный обыватель может испугаться цифр о суммах обслуживания пока спустится в пдф’ке до нужного тарифа: 0,3%, мин. 20 р., макс. 150 р. (но не более 100 тыс. руб/сутки). Дело в том, что сейчас пакет услуг со скромным названием «Эконом» обойдется в 89 руб/мес. Основная карта бесплатна, а вот стоимость доп.карт скачет от 200 до 300 руб в зависимости от наличия чипа и технологий PayPass/PayWave.
Таким образом, если я хочу открыть текущий счет (счет до востребования), то нужно подключить некий пакет, в рамках которого тебе выпустят карту и подключат ИБ — такая вот старая принуждаловка от банка.
А ведь еще есть платное мобильное приложение «Альфа-мобайл» за 59 руб/мес. (если говорим о полной, а не light-версии).
Чтобы продолжить поиски нужно кликнуть по иконке в левом верхнем углу (цифра 2 на скриншоте).
Сколько стоят переводы через офис скорее всего узнать не получится (у меня не получилось). И, насколько я знаю, в банке говорят, что нужно сначала открыть текущий счет с подключением платного пакета услуг, а потом уже станет возможным отправлять деньги.
Меню платежей и переводов умалчивает о переводах в другой банк не только в качестве межбанка, но и о быстрых денежных переводах:
Может быть так и нужно, но по сути эти менюшки отправляют в ИБ или к банкомату.
«Мне тычут в рожу маками», — отзывы клиентов
Чтобы разъяснить клиентам суть новых изменений Альфа-банк даже подготовил специальное видео:
и недовольные клиенты поспешили оставить свое отзывы, например:
— Студия Лебедева уже испортила вам Альфа-клик. Я до сих пор, спустя годы, все еще пользуюсь старой версией (спасибо, кстати, что не отключаете ее). Но теперь Лебедев добрался и до сайта… Скорблю.- Клиент Альфы должен иметь телефон калибра от 6 дюймов и гиговый тариф на интернет, LTE обязателен, разумеется. Если же вы отъехали от столицы и там только 3G — пеняйте на себя, ваша 6-дюймовая лопата превращается в бесполезный и дорогой кусок кое-чего.- Пользуюсь услугами банка 1.5 года. На сайт захожу несколько раз в неделю. То что сделали — реально неудобно, грузит мой комп, у меня он не старый. То что стало удобнее — это спорный вопрос. Кому удобнее, отделу маркетинга? Ну я сам работал и знаю, как создаются многие «креативные» вещи. Сверху дали указ сделать что-то новое, вот и состругали Буратино. Яркие цветочки совсем затмевают просмотр белых ссылок.
[…] а где вы проводили опрос клиентов, спрашивали мнение, может дизайн был в тестовом режиме на обсуждении? Нет, не было ничего, вы хотели отличиться для себя, вот вы и отличились.
— Выворотка (белый текст по цветному фону) — нечитабельно. Красно-зеленая главная страница это такой идеальный стеб над дальтониками. Анимация везде-везде. Все елозит, всплывает и скачет. Вплоть до видеофонов. Это в прямом смысле укачивает. Ко всему прочему анимация еще и ощутимо подлагивает! В процессе серфинга теперь требуется постоянно кликать. Поскольку вся информация запрятана по кнопкам и фильтрам. Клик-клик-клик-клик-клик-клик. Так скрытые тексты еще и с задержкой появляются!
— После ролика решил закрыть счет в Альфе, так как чувствую маразм передающийся по карте. Очень и очень печально.
— Это полное недоразумение. Ничего невозможно найти, вываливаются огромные списки. Глаза разбегаются. Нелепое видео на заднем фоне. Подсмотрели на других сайтах? Сайт получился красивым? Не сомневаюсь что кол-во отказов около 20%, если вы конечно понимаете что это такое.
— Стало хуже. Снизилась читабельность и не удобно искать информацию. Ради маков я должен вглядываться в тексты что бы понять куда мне нужно. Вроде все чистенько, а глаза разбегаются. Очень подходит фраза «Лучше враг хорошему». Я как разработчик могу сказать если для понятности делают видео ролик значит интерфейс не такой и понятный. Ps. Вот сейчас мне нужно было по карте посмотреть где я находится отделение, а карты нет. Артемий очередной фейл.
— А вы не думали, что ваш «яркий дизайн» может раздражать, а точнее БЕСИТЬ пользователя? Какого хера «оно» шевелится? Я зашел на сайт банка или на сайт МайЛитлПони? Кстати, маки — это теперь основной вид вашей деятельности?
— Это был самый тактичный банк — слал смски, не звонил лишний раз, был всегда вежлив и аккуратен. Это и есть тактичность. А теперь *** с главной страницы мне тычут в рожу маками и полетом над горами (которые я боюсь еще и меняться будут) — тычут со словами
«Посмотри, какой у нас КРУТОЙ сайт, у нас КРУТОЙ дизайн, мы *****енно современные и видео вставили в сайт, смотрим горы и маки» — что за шаг назад?
Словно издеваясь Альфа-банк выпустил на днях видео, в котором благодарил всех за отзывы и обещал в скором времени представить мобильную версию сайта:
Цитируя комментатора, «им говорят что сайт, мягко говоря, не очень, а они в ответ, спасибо, мы рады что он Вам всем нравится.
Это пять, давайте зачётку!!!
Еще забыли сказать стандартную маркетинговую фразу
— Мы приложим все усилия, что бы сайт стал еще лучше.»
P.S. Видео на фоне и даже музыка уместны на сайтах вроде zenrus.ru. Информация на банковских сайтах должна легко читаться, а фон не должен отвлекать. Разве не так? Как вы думаете?
Ад, пи*дец и Израиль, конечно.
Бггг, улыбнуло
Сайт шлак, Лебедев распилил деньги
Не соглашусь со вторым пунктом. Лебедев получил деньги за свою работу. Работу он сделал. Вы же не знаете какая задача ему была поставлена заказчиком. Кроме этого, дизайн каждой страницы был согласован с заказчиком. Так что ругать надо не дизайнера, а того, кто утрвердил этот фантасмагоричный дизайн.
Я клиентом банка не являюсь, но на сайт заходила неоднократно. Старый дизайн был немного не удобен по навигации, некоторые моменты ‘где искать» были не очевидны, но метод ‘ научного тыка’ срабатывал. В общем и целом сайт не вызывал негатива, некоторые вещи даже вызывали удивление, т. к. на сайтах других банков такого не встречалось.
После анонса нового сайта зашла посмотреть, что же там ‘натворили’… А там действительно натворили! 30 секунд было достаточно, потом просто закрыла сайт. Желания что-то смотреть или искать не появилось. Могу предположить, что таким образом банк решил избавится от новых клиентов, которые не будут тратить время на цветочные лабиринты альфы, а просто перейдут насайт другого банка.
Старым клиентам только плюсплюс — меньше народа в очередях будет.
Относительно дизайна МДМ. Только после прочтения статьи я поняла, что мне напоминал их сайт. Навигация у них очень похожа на старую альфу.
А я вот не согласен с мнением «не ругать дизайнера».
Раньше для серьёзных проектов именно Лебедев был инициатором того, как будет выглядеть обновлённый сайт, он был главнее заказчика, убеждал, что именно его задумка крутая, а не картинка в мозгу заказчика, боролся за свою идею. И получалось весьма неплохо, если даже иногда не сказать шикарно.
Но в последнее время Татьянович реально сдулся. Без разницы, изменились его дизайнерские вкусы, либо деньги стали важнее и теперь не грех прогнуться под заказчика, либо банально устал.
Даже редизайн Билайна прошёл без Тёмы, и может к счастью. Скорее всего работавшая над пчёлкой команда делала это под себя, видимо много абонентов этого оператора участвовало, что в итоге сделали душевно. Есть, конечно, спорные моменты, ничего идеального не существует, но в целом всё достаточно логично, а с рюшечками — без перегибания палки.
Желающим поностальгировать — Добро пожаловать К сожалению, от старого сайта оставили только заглавную страничку.
Меня фоновое видео бесит на paypal
Убил бы их за это
Даже на видео маки тупят
Ага, еще у открытия такая же «фишка»!
Похоже намечается новая тенденция, руководству поётся как будет круто и оно говорит «вах», запуск.. пользователи говорят н%х и уходят с сайта.
Зашёл сейчас почитать, что там Яндекс такое на днях сделал, объединив Народную карту с основной.
Возмущение народа неописуемо. Ведь нарисованное юзерами перенесли только кончая февралём месяцем, а что позже — или рисуй заново, или надейся, что доперенесут.
Новый редактор обсуждают, особенно категории. Туалет теперь «бизнес», с иконкой портфеля, морг — «жилое здание», кладбище — «растительность»
Почему они решили, что у всех клиентов поголовно канал 100мбит и мощный настольный комп?? Всегда заходил с нетбука и edge-модема, а теперь всё вешается наглухо.
старый сайт был одним из лучших в рашке. все понятно и лаконично. сейчас с планшета не попадешь в кнопочки и пока все загрузится, посидеть можно