Электронные деньги не скоро вытеснят «наличку»
Электронные деньги (ЭД) пока не могут вытеснить наличные платежи. Опрос Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) показал, что ими пользуется лишь треть граждан, имеющих доступ к Интернету. Участники рынка объясняют невысокий уровень проникновения виртуальных денег тем, что отрасль только развивается.
НАФИ подготовило исследование, опросив 1,6 тыс. человек из 140 населенных пунктов в 42 российских регионах. Согласно его результатам, 81% россиян, пользующихся Интернетом, знают об электронных платежных системах (ЭПС). Треть из них (31%) за последние 12 месяцев оплачивали в Интернете покупки через электронные кошельки, остальным 69% этого делать не приходилось, но они говорят, что «слышали о такой возможности».
Основная причина, которая сдерживает использование электронных кошельков, — верность наличным деньгам. «Мне удобнее осуществлять наличные платежи», — так ответили 47% респондентов, знающих про ЭПС, но не пользующихся ими. 27% заявили, что не доверяют ЭПС, чуть меньше — 20% — признались, что не умеют ими пользоваться, 10% недовольны комиссией за подобные платежи, 6% уверяют, что не могут оплатить нужные услуги или товары.
Как отмечают в НАФИ, опрос выявил такую тенденцию — чем чаще респондент пользуется Интернетом, тем меньше у него недоверия к ЭПС. Также уровень доверия к виртуальным деньгам повышается по мере роста доходов граждан.
Как указывает директор по исследованиям НАФИ Тимур Аймалетдинов, финансовые операции в представлении обывателя — это всегда излишне формализованные процедуры, в которых ответственным лицом выступает конкретный официальный представитель банка.
«Уверенность в том, что операция будет совершена успешно и в срок, по привычке порождается квитанцией об оплате, печатью банка и подписью сотрудника, — продолжает он. — В случае с интернет-платежами значительная доля ответственности ложится на самого клиента, совершающего денежные операции, — именно эти страхи и вызывают недоверие или сомнения».
Согласно данным Ассоциации электронных денег, за 2010 год объем рынка ЭД вырос на 75%, с 40 млрд до 70 млрд рублей, а число активных пользователей увеличилось на 50% — до 30 млн человек. По прогнозам ассоциации, в этом году рынок вырастет вдвое — до 140 млрд рублей.
«Недоверие россиян к платежным операциям, совершаемым через Интернет, — проблема временная, — считает Аймалетдинов. — Многим остается непонятным, как вести себя в ситуации, когда что-то пойдет не так. Неуверенность в способности легко освоить сложные, на первый взгляд, системы платежей порождает нежелание их использовать, способствует желанию отложить, что называется, «на потом».
Представители компаний, работающих на рынке электронных денег, согласны с тем, что отрасль пока лишь развивается. «Россияне в большинстве своем только пробуют на вкус удобство заказа товаров или услуг в Сети и привыкают к этому, — считает PR-директор платежного сервиса QIWI Александра Высочкина. — Использование электронных денег — это своего рода культура, которая не может появиться сама собой в очень короткий срок».
Как добавляет руководитель направления развития платежной системы «Деньги@Mail.ru» Наиля Замашкина, нет ничего удивительного в том, что многие соотечественники еще не в полной мере осознали все преимущества электронных денег:
«Пользователям нужно привыкнуть к интернет-оплате. Как показывает практика, сначала посетитель знакомится с информацией, представленной в Сети, затем начинает искать там товары и услуги и только потом приобретает их через Интернет. Так что у российской интернет-аудитории все впереди».
Рост рынка ЭД может сдерживаться развитием банковских интернет-платежей. Стремясь перевести клиентов на обслуживание через дистанционные каналы, банки совершенствуют свои технологии и снижают тарифы за оплату услуг в Интернете.
Как рассказывает начальник отдела ДБО ВТБ 24 Елена Дегтева, преимущества платежей, осуществляемых через интернет-банкинг, в том, что всегда можно получить документ с отметкой банка о проведенном ранее платеже. «В банках более высокий уровень защиты, соответственно можно переводить большие суммы, а также более простой и менее затратный способ снятия наличных», — поясняет Дегтева.
Но в то же время она указывает на такие преимущества платежей через электронные кошельки, как более широкий список получателей по сравнению с банками и шаговая доступность, которую обеспечивают, в частности, терминалы.
Впрочем, участники рынка отмечают, что они скорее сотрудничают с банками, чем конкурируют. «Многие банки взаимодействуют с платежными системами и именно через них предоставляют такой сервис своими клиентам», — подчеркивает Александра Высочкина.
По мнению Наили Замашкиной, серьезно усилить конкуренцию могут мобильные операторы, которые выйдут на рынок со своими платежными системами. «Но пользователь от такого разнообразия игроков только выиграет», — утверждает она.
Татьяна АЛЕШКИНА, Леонид ЧУРИКОВ