Главная страница ББ-Wiki Важное Карта сайта

Электронные деньги не скоро вытеснят «наличку»

Электронные деньги (ЭД) пока не могут вытеснить наличные платежи. Опрос Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) показал, что ими пользуется лишь треть граждан, имеющих доступ к Интернету. Участники рынка объясняют невысокий уровень проникновения виртуальных денег тем, что отрасль только развивается.

НАФИ подготовило исследование, опросив 1,6 тыс. человек из 140 населенных пунктов в 42 российских регионах. Согласно его результатам, 81% россиян, пользующихся Интернетом, знают об электронных платежных системах (ЭПС). Треть из них (31%) за последние 12 месяцев оплачивали в Интернете покупки через электронные кошельки, остальным 69% этого делать не приходилось, но они говорят, что «слышали о такой возможности».

Основная причина, которая сдерживает использование электронных кошельков, — верность наличным деньгам. «Мне удобнее осуществлять наличные платежи», — так ответили 47% респондентов, знающих про ЭПС, но не пользующихся ими. 27% заявили, что не доверяют ЭПС, чуть меньше — 20% — признались, что не умеют ими пользоваться, 10% недовольны комиссией за подобные платежи, 6% уверяют, что не могут оплатить нужные услуги или товары.

Как отмечают в НАФИ, опрос выявил такую тенденцию — чем чаще респондент пользуется Интернетом, тем меньше у него недоверия к ЭПС. Также уровень доверия к виртуальным деньгам повышается по мере роста доходов граждан.

Как указывает директор по исследованиям НАФИ Тимур Аймалетдинов, финансовые операции в представлении обывателя — это всегда излишне формализованные процедуры, в которых ответственным лицом выступает конкретный официальный представитель банка.

«Уверенность в том, что операция будет совершена успешно и в срок, по привычке порождается квитанцией об оплате, печатью банка и подписью сотрудника, — продолжает он. — В случае с интернет-платежами значительная доля ответственности ложится на самого клиента, совершающего денежные операции, — именно эти страхи и вызывают недоверие или сомнения».

Согласно данным Ассоциации электронных денег, за 2010 год объем рынка ЭД вырос на 75%, с 40 млрд до 70 млрд рублей, а число активных пользователей увеличилось на 50% — до 30 млн человек. По прогнозам ассоциации, в этом году рынок вырастет вдвое — до 140 млрд рублей.

«Недоверие россиян к платежным операциям, совершаемым через Интернет, — проблема временная, — считает Аймалетдинов. — Многим остается непонятным, как вести себя в ситуации, когда что-то пойдет не так. Неуверенность в способности легко освоить сложные, на первый взгляд, системы платежей порождает нежелание их использовать, способствует желанию отложить, что называется, «на потом».

Представители компаний, работающих на рынке электронных денег, согласны с тем, что отрасль пока лишь развивается. «Россияне в большинстве своем только пробуют на вкус удобство заказа товаров или услуг в Сети и привыкают к этому, — считает PR-директор платежного сервиса QIWI Александра Высочкина. — Использование электронных денег — это своего рода культура, которая не может появиться сама собой в очень короткий срок».

Как добавляет руководитель направления развития платежной системы «Деньги@Mail.ru» Наиля Замашкина, нет ничего удивительного в том, что многие соотечественники еще не в полной мере осознали все преимущества электронных денег:

«Пользователям нужно привыкнуть к интернет-оплате. Как показывает практика, сначала посетитель знакомится с информацией, представленной в Сети, затем начинает искать там товары и услуги и только потом приобретает их через Интернет. Так что у российской интернет-аудитории все впереди».

Рост рынка ЭД может сдерживаться развитием банковских интернет-платежей. Стремясь перевести клиентов на обслуживание через дистанционные каналы, банки совершенствуют свои технологии и снижают тарифы за оплату услуг в Интернете.

Как рассказывает начальник отдела ДБО ВТБ 24 Елена Дегтева, преимущества платежей, осуществляемых через интернет-банкинг, в том, что всегда можно получить документ с отметкой банка о проведенном ранее платеже. «В банках более высокий уровень защиты, соответственно можно переводить большие суммы, а также более простой и менее затратный способ снятия наличных», — поясняет Дегтева.

Но в то же время она указывает на такие преимущества платежей через электронные кошельки, как более широкий список получателей по сравнению с банками и шаговая доступность, которую обеспечивают, в частности, терминалы.

Впрочем, участники рынка отмечают, что они скорее сотрудничают с банками, чем конкурируют. «Многие банки взаимодействуют с платежными системами и именно через них предоставляют такой сервис своими клиентам», — подчеркивает Александра Высочкина.

По мнению Наили Замашкиной, серьезно усилить конкуренцию могут мобильные операторы, которые выйдут на рынок со своими платежными системами. «Но пользователь от такого разнообразия игроков только выиграет», — утверждает она.

Татьяна АЛЕШКИНА, Леонид ЧУРИКОВ

Комментарии запрещены.

Это архивная версия сайта. Всё актуальное на blogbankir.ru

А также в телеграм-канале Дайджест

- Bestchange (мониторинг обменников)